Автономная Некоммерческая Организация "Центр семьи и детского развития "Солнечный"
  • 142613, г. Орехово-Зуево, проезд Беляцкого д.7
  • +7 (925) 173-40-18 
  • info@ozsun.ru

Семинары
Тьютор АНО ЦСДР "Солнечный" Турова Мария Александровна

Тьютор

Это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

Цель деятельности тьютора:

успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения:

  1. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
  2. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
  3. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
    Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.
  4. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
    Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

    Основные направления работы с родителями:

    • Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
    • Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
    • Оказание родителям эмоциональной поддержки;
    • Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
    • Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
    • Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

    Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие педагога - психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ выигрывают и дети, и родители, и педагоги.

  5. Работа с педагогическим коллективом, родителями, другими детьми с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
  6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

«При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития». (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010).

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего». (Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации»).